Внезапный ремонт стиральной машины

Есть у меня дома стиральная машина-автомат, Бош макс 6 называется. Работала исправно уже много лет, с 2007 года. Но тут вдруг супруга заметила, что при стирке внутри бака что-то якобы искрит. Естественно, выключила, обезточила, стала меня дожидаться.

Стиральная машина

Результаты моей предварительной диагностики следующие.

Включаем машину в розетку, ничего не происходит. Поворачиваем селектор выбора режима стирки в любое рабочее положение — всё штатно. Запускаем программу стирки, машина набирает воду и начинает вращать барабан. При наборе воды появляется посторонний негромкий звук (похож на звук насоса для откачки воды, но только корявый какой-то). При вращении барабана в нижней его части становится видно непонятные всполохи желтого цвета.

Тут надо заметить, что диагностику я проводил с небольшим количеством белья, и это затруднило обнаружение искрения, так как белье, лежащее в нижней части барабана, закрывает обзор. Так вот, посмотрев пару минут на вращающийся барабан, убедился окончательно, что там внутри что-то явно искрит и это никакие не отражения света снаружи. Машина при этом работает, как ни в чем не бывало, электроника не глючит, программный цикл стирки отрабатывается стандартно.

Чтож, прервав стирку, поставил селектор в положение ВЫКЛ и прямо как было, с водой, обезточив машину, полез читать интернеты. Интернеты сообщили, что искрение возможно в трех случаях:

  1. поломка ТЭНа
  2. износ щёток электродвигателя
  3. КЗ в электронике.

Для разборки стиральной машины инструмента много не потребовалось. Бита Торкс (звёздочка) размером Тх20 и гаечная головка на 12 — вот и весь набор. Разбирать начал с задней стенки — там есть люк для замены приводного ремня. Снимаем люк, видим шкив на задней части барабана, приводной ремень и двигатель в нижней части. Вращение от руки лёгкое, делать больше там нечего.

 

Снимаем верхнюю крышку. Тут уже интереснее. Видим массивную глыбу цемента, закрепленную двумя болтами на пластиковом баке сверху (внутри бака находится барабан), видим поперечную металлическую планку, на которой двумя мощными пружинами подвешен бак, резиновые трубки, провода и всё.

Снимаем лицевую панель со стеклянным люком. Резиновая манжета по периметру люка отсоединяется элементарно и заворачивается внутрь барабана, чтобы не мешалась. Четыре винта в нижней части лицевой панели — и вся панель вместе с люком отставляется в сторону (только не резко — от неё изнутри надо отсоединить разъём механизма блокировки дверцы).

Нашему взгляду предстаёт следующая картина — по центру пластиковый бак с барабаном и его загрузочное отверстие с резиновой манжетой. По всей передней поверхности бака вокруг загрузочного отверстия также закреплён цементный массив. В нижней части бака расположен ТЭН и видны его клеммы. Справа внизу — помпа для откачки воды. Слева внизу в глубине виден двигатель. От бака к помпе идёт короткий широкий сливной патрубок из черной резины. Вот и вся картина.

Поскольку внутри бака, кроме ТЭНа, искрить больше нечему, я назначил его главным подозреваемым и стал снимать. Сфотографировал подключение клемм, прежде чем их снять (вечно же забываешь потом, как было), снял их, отвернул гайку по центру, слегка постучал по болту, чтобы утопить его внутрь, потянул ТЭН на себя и тут, судя по всем мануалам, он должен был свободно вытащится.

ТЭН

Но этого не произошло, что-то внутри бака не давало ему полностью выйти. ТЭН вытащился на 3 см, а дальше — ни в какую. Возвратно-поступательные движения в течение получаса с приложением разной силы и ускорения не помогли. Звук был такой, словно нечто жёсткое, какой-то упор не даёт ТЭНу выйти. Пришлось ослабить хомут на резиновом патрубке слива, снять его и, через отверстие в баке диаметром 7 см, рукой, насколько хватало длины пальцев, определять, что же там внутри.

Здорово помог маленький, но очень яркий фонарь (здесь будет ссылка на страницу описания фонаря). Засовывая голову в барабан и медленно вращая его, можно вполне сносно через отверстия видеть, что там происходит с ТЭНом. Выяснилось, что внутри бака ТЭН вставлен в металлическую кольцевую скобу, которая и не даёт ему пройти. Мешают то ли известковые камни, то ли какие-то зазубрины на трубках ТЭНа.

Через пару часов БДСМ-извращений ТЭН удалось таки вытащить. Оказалось, что его разорвало коротким замыканием и из-за этого он никак не проходил через скобу.

Ну а дальше всё банально — купил новый ТЭН, собрал всё в обратной последовательности, запустил для теста без белья программу с нагревом 90 градусов. Программу машина отработала без сбоев, вода нагрелась, соединения все герметичны, нигде ничего не течёт, не искрит.

Ура, покупка новой стиральной машины за 30 тыр откладывается на неопределённое будущее!

Какую пользу может вынести любознательный читатель из этого моего поста? А польза в том, что устройство стиральной машины не представляет из себя ничего заумного и сверхсложного, и, в случае каких-либо траблов и отсутствии желания покупать новую машину или вызывать сторонних мастеров, вы сами в состоянии её разобрать, определить неисправность и даже, ого-го, отремонтировать. Благо весь ремонт сводится к замене неисправного блока-модуля.

Это или ТЭН, или двигатель (вариант — графитовые щётки двигателя), или сливная помпа, или подшипники на валу барабана или блок электроники. Всё, больше ломаться почти нечему.

Вообще, что мне нравится в современной бытовой технике — это её ремонтнопригодность для непрофессионалов. Это возможно благодаря её модульному исполнению — как в системном блоке ПК. Вот тебе материнская плата, вот модуль оперативной памяти, вот жесткий диск, вот видеокарта, вот гнездо для кабеля питания, вот гнездо для лазерного дисковода. Все подключения и разъёмы сделаны так, что перепутать, например, полярность — невозможно в принципе.

Ну и в результате для 95% случаев поломок любой бытовой техники не требуется никакого страшного паялинга и тайного шаманского  знания радиотехники и микроэлектроники. Тупо определяешь неисправный блок (в интернетах всё давно написано) и меняешь его. Именно так я однажды починил дорогущий ЖК-телевизор Филипс, у которого пропало изображение и все были готовы выбросить его в окно сдать его на запчасти за копейки. Но это другая история, про которую я, может быть, когда-нибудь напишу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *